
Пропонуємо Вашій увазі виступ витяг із виступу Валерія Самоплавського на з'їзді Товариства лісівників України, де він з трибути відкрити висловився про те, що робиться в лісовій галузі.
Витяг взято із статті «Об отчетно-выборном собрании Общества лесоводов Украины. Мысли вслух», яку розмістив сайт «Український Лісовод». Висловлюємо свою подяку Михайлу Попкову за докладне висвітлення ситуації з перевеборами голови Товариства лісівників України та вистуту Валерія Самоплавського.
Далі цитуємо текст з «Українського Лісоводу».
Слово для выступления дается Валерию Ивановичу Самоплавскому. Вначале Валерий Иванович поблагодарил всех выступавших за дельные и конструктивные предложения. Особое внимание он уделил проблеме поднятой Игорем Александровичем. Речь идет о разрушении лесных династий, а следовательно, многовековых отраслевых традиций и конкретных людских судеб. То, что лесоводы Крыма не сидят, сложа руки, наблюдая за развитием событий, а пытаются законодательно, через Верховный Совет Автономии кардинально изменить ситуацию, заслужило поддержку у последнего Министра лесного хозяйства Украины.
Текст основного выступления я привожу в русском переводе от первого лица, стараясь максимально точно передать смысл сказанного. Конечно, я не могу передать все интонации и обороты речи Валерия Ивановича, который мастерски владеет словом, и Вы должны помнить об этом. Его выступление было очень эмоциональным и ярким. Зал слушал его в мертвой тишине…
- Прежде всего, позвольте мне поблагодарить всех Вас за совместную работу во имя нашего леса, его охраны и защиты. Прошу Вас передать слова моей глубокой, сердечной благодарности всем трудовым коллективам за десятки лет совместной работы… Однако жизнь идет вперед и каждое время рождает своих героев.
-На должность Председателя Товарищества лесников Украины внесена кандидатура Александра Павловича Яресько. И это ваше право Виктор Николаевич, право руководителя отрасли. Так было и так должно быть… Но,… пока я ещё Председатель Товарищества, позвольте мне высказать несколько мыслей о наших взаимоотношениях, и с Вами -залом, и с Президиумом, мыслей о ходе развития лесного хозяйства нашей страны… У меня к Вам есть несколько вопросов, которые заканчиваются одним словом. Почему? Почему так происходит?
В своё время умер Министр мореходства России и Григорий Орлов, - тогда фаворит Екатерины Второй, предложил это место своему другу, - графу Воронцову. Воронцов отказался, мотивируя это тем, что он не специалист в области мореходства. Однако утром Орлов привез и вручил Воронцову высочайший Указ о назначении. Воронцов вновь отказался. Он написал в письме Екатерине: «Матушка Екатерина! Отказываюсь от высочайшего повеления. Считаю, что занимать места государственные, которые требуют знаний специальных и прилежания, коих мы лишены, есть измена Отечеству и посрамление самому себе»…
Сейчас иное время, иное государство, иная мораль…
-Случилось так, что несколько лет назад отраслью пришел «порулить» не лесовод. С чего он начал? Я принес несколько его интервью и статей, отвечающих на этот вопрос. Не имея понятия о лесе, он начал утверждать, что лесное хозяйство полностью развалено, что лесные вожди, работавшие до него, - в том числе и я, абсолютно ничего полезного не делали. Исправлять ситуацию он начал с кадровой чистки. За короткий срок было уволено 68 директоров… И только со временем выяснилось, что директора увольняются только для того, чтобы затем продать освободившиеся места. Продать нагло, за деньги… И Вы все об этом знали… Только один Начальник управления не стал приносить взятки за должности. Вы его хорошо знаете. Я глубоко уважаю этого человека за его поступок. Все остальные сидели, поддакивали и делали то, что им скажет руководство. Я спрашиваю… Почему?
- Что было дальше? Прошло время и снова отрасль опущена до плинтуса в вопросах морали и чести…. И все это знают. И вы снова склонили головы. Сейчас, вы все, - начальники управлений, ваши замы, работники аппаратов управлений написали заявления об увольнении, выполняя абсолютно незаконные требования Гослесагентства. И вы это знаете. Глубоко убежден, что будут суды и все эти решения отменят. Однако, вы эти заявления написали… И подобное уже было несколько лет назад, вы уже писали такие заявления только без проставленного числа… Если это не так,- киньте в меня камень. Снова опустили голову…
- Вы можете меня спросить, - а какая твоя позиция? Несколько лет назад, ко мне на квартиру заехали три начальника управлений. Все они сидят в зале. Они пришли с одним вопросом…Спасай отрасль! Отрасль руководитель разрывает на части… Я им сказал, - хорошо. Я готов возглавить протестное движение. Я пойду…и зайду и к Президенту, и к Генеральному прокурору, и к руководителю СБУ и к Министру МВД. Вы готовы стать рядом со мной и подписать письмо? - Нет. Мы не подпишем. Ты нас спасай сам. Я им сказал: « Вон из квартиры. Вы были и останетесь рабами, а рабов Рима я за собой не поведу…» На другой день мне звонит руководитель отрасли и предлагает встретиться. Мы встретились и он мне говорит: «Я хочу вас поблагодарить… поблагодарить за то, что вы не повели за собой рабов Рима». Чтоже выходит, - пришли ко мне,..поговорили.. вышли и сразу побежали докладывать… Почему? Как это называть?
Другое «Почему?» и тоже о взаимоотношениях … Несколько месяцев назад, нас – бывших руководителей отрасли, пригласил на день рожденья один честный порядочный начальник областного управления. Пришли в ресторанчик, сели... Я обратил внимание на несколько пустых мест и спросил именинника, - почему они пусты? Он ответил, что пригласил некоторых специалистов центрального аппарата, но они отказались, потому что если руководство узнает, что они сидели за одним столом с «бывшими», то у них будут неприятности. Это говорят те, кто этим «бывшим»... очень многим обязан и ещё недавно был с ними льстив и угодлив... Сегодня Вам стыдно сесть с нами, - «бывшими» ..."отщепенцами"... за один стол? Вы же предаете не нас, а себя… свою честь и достоинство… Такое поведение заслуживает лишь презрения…. А руководству отрасли не годится это поощрять, а тем более настраивать одних, против других.
Третье. Внесена кандидатура Александра Павловича Яресько. Саша,…Александр Павлович… Я абсолютно не имею к тебе претензий. Я знаю вас давно, мы долго работали вместе. Я рад тому, что внесена твоя кандидатура. Лучше пусть будет лесник, чем придет кто-то непонятный… сбоку. Но ты ведь должен был мне позвонить, получив предложение? Я, конечно, поддержал бы тебя…Я ведь назначал Тебя начальником областного управления (хоть ты это уже забыл), я много раз тебя спасал и Ты знаешь от чего..., буквально год назад я решил вашу большую семейную проблему...., месяц назад в Миргороде мы общались и Ты рассказывал мне о безобразиях, творящихся в лесу… Бог тебе судья…
Моя кандидатура тоже внесена на ваше рассмотрение. Я искренне за это благодарен. Однако, Вам всем дана четкая команда кого поддерживать, а кого нет. Мы ведь взрослые люди и все понимаем. Я не могу допустить, чтобы в зале состоялось голосование. Я не хочу допустить его и потерять последних друзей. Силы воли проголосовать по совести у вас не хватит, вы проголосуете, как вам сказали, а подать вам руку после этого я не смогу… Я принимаю решение снять свою кандидатуру...
Как сказал мне мой бывший, я подчеркиваю бывший, друг и его супруга: «Валерий, отойди в сторону: нам надо кормить своих детей и внуков"...
-Кормите…но внимательно смотрите, чтобы не подавились…
Это не простое время для меня… Поверьте не в должности дело: я этих должностей «наелся». Я пятнадцать лет был вашим руководителем… я отказался от должностей министра лесной промышленности и министра охраны природы СССР, я отказался от губернаторства, я сделал все, чтобы вернуться в отрасль с должности Первого вице-премьера…
Сейчас мне трудно,... но я Вам благодарен Виктор Николаевич за то, что Вашим решением Вы помогли мне разобраться «кто есть кто» в близком круге окружающих меня людей. Вы мне давно говорили – Вы их убеждаете, а я плачу им кэш и они будут делать то, что я им скажу. Время показало, что Вы правы...
Я хочу обратиться к некоторым из сидящих в зале. Подчеркну не ко всем, а только к некоторым…
Где же вы, вчерашние друзья,
Позабывшие о совести и чести
Неужели возрастил я вас тогда
Чтобы на моей могиле уронили слово чести
Ещё поживем... Время лучший лекарь…
И последнее… Я все делал для того, чтобы в отрасли были мир и спокойствие. Мне сказали – освободи кабинет, и я его освободил, невзирая на то, что здание, где мы находимся, это результат моего труда… Я периодически собирал за столом все поколения руководителей отрасли. Я хотел, чтобы новое руководство не делало вид, что до его прихода в отрасли никто не работал. Я пригласил всех на свой 60-летний юбилей. Совсем недавно у меня родилась внучка и я вновь собрал всех за одним столом. Сколько ко мне обращались и работники СБУ, и работники прокуратуры, и директора лесхозов, и отдельные начальники областных управлений с просьбой помочь разобраться и покончить с тем вопиющим беззаконием, которое творится в отрасли. Я отвечал и четко придерживался одной позиции… Товарищество создано для поддержки решений коллегии, проведения единой отраслевой политики, поэтому пока я Председатель Товарищества я не могу отступать от этой линии. Мы вчера встречались с Вами Виктор Николаевич. Вы меня очередной раз заверили, что ко мне нет претензий и тут же, - в спину, дали команду и организовали то, что мы видим сегодня в зале. Как говорил поэт: «бывали хуже времена, но не было подлей»…
Я вас понимаю. Вы делаете все, чтобы моё имя было забыто…стерто…, чтобы я не мешал вам делать ваши дела… Я вашим заместителям говорил, - не толкайте меня на баррикады… у меня для этого уже не осталось ни времени , ни здоровья…я всю жизнь и все силы отдал лесу… Вы не послушали. Видит Бог, я хотел мира. Теперь вы мне развязали руки. Я стал свободным человеком и не считаю необходимым находиться в этом зале. Меня ждут ЛЮДИ. А у Вас (обращение к залу) я прошу прощения…
Вслед за Валерием Ивановичем поднялись и вышли из зала хорошо известные в отрасли лесоводы: Николай Васильевич Колесниченко, Виктор Александрович Червоный, Юрий Алексеевич Колодий, Виктор Мельхиорович Маурер, Николай Васильевич Шадура, Анатолий Иванович Сабодырь и автор этих строк.